Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе
формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются
различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты
характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется
фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых
для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в
свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития
психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в
ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества.
Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и
детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где
ребёнок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление
здоровья детей в дошкольном учреждении – первостепенная задача педагога.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через
использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический
процесс современного детского сада.
Бодрящие, корригирующие, оздоровительные гимнастики после сна.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус
детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят
к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей.
Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой
самомассаж пальчиковую гимнастику.
Далее дети могут выполнять общеразвивающие упражнения, играть в подвижные игры в
помещении с контрастной температурой воздуха, выполнять упражнения с тренажерами.
Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими процедурами,
пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием
холодной водой, контрастным обливанием.
В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на
профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов
рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их
последовательность и осознанно выполнять комплекс.
Задачи гимнастики после сна:
- увеличить тонус нервной системы;
- укрепить мышечный тонус;
- способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
- способствовать профилактике простудных заболеваний;
- развитие физических навыков;
- сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и
физическую работоспособность детского организма.


Гимнастика для глаз
Зрительная гимнастика - одно из эффективных средств профилактики заболевания глаз,
а так же коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к
современным здоровьесберегающим технологиям.
Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз,
укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, улучшает аккомодацию (способность глаза
человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное
напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и
способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
Цель зрительной гимнастики:
• включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении
заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная
нагрузка;
• формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о
важности зрения.
Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе -две-три минуты, в старшей группе -четыре-пять минут.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
2. Голова занимает фиксированное положение(если, конечно, гимнастика не активная - не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
5. Последним упражнением лучше всего сделать мерцание.


Самомассаж
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение,
помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и
профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной
устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность
головного мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в
мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную
систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и
системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на
фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь
Гиппократа «Не навреди!».





Динамические паузы
Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка
осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев,
ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, психогимнастика, музыкальные
паузы, релаксационные паузы, корригирующие и логоритмические упражнения,
биоэнергопластика, элементы аэробики спортивных танцев, игры с крупами, мелкими
предметами, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, и т.д..
Динамические паузы мы используем в непосредственной образовательной деятельности и
в режимных моментах.
Динамические паузы — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между
занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
Для малышей наиболее интересна стихотворная форма проведения динамических пауз, в
результате чего они наиболее лучше их запоминают.


Йога для детей
Йога-древнее индийское учение, одной из составных частей которого является хатха-
йога. Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической
культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, и используются как
нетрадиционные приёмы оздоровления.
Хатха-йога-это специальная йога, для детей основанная на позах животных и
окружающих предметах доступных дошкольникам.
Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно
иметь индивидуальный коврик, музыкальное сопровождение.
Начинать изучать азы йоги дети могут, в возрасте от 4 лети, для начала достаточно всего
15-20 минут занятий в день.
В нашем детском саду мы используем элементы нетрадиционной йоги на физкультурных
занятиях 10 минут в день.
Дети не воспринимают занятия йогой настолько серьезно, как взрослые, поэтому для
занятий йогой в детском саду достаточно выбрать наименее сложные и наиболее
интересные асаны (позы). Главное, чтобы занятия приносили удовольствие.
Чему учат на занятиях детской йоги:
- Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью;
- Формируют правильную осанку;
- Делают упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, ловкости, быстроты, выносливости;
- Развивают координацию и пластику движения тела;
- Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;
- Проводят игры на приобретение навыков общения, наблюдательности, самостоятельности, фантазии, активности;
- Развивают внимание, память, воображение, мышление, ощущение, восприятие, представление.



Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.
Данный тип гимнастики по праву можно считать уникальным, так как во всем мире нет
каких-либо сопоставимых аналогов. Кроме того, дыхательную гимнастику
Стрельниковой за рубежом называют русской национальной гимнастикой.
Преимущество гимнастики Стрельниковой для детей в том, что нет никаких возрастных
ограничений. Выполнять упражнения можно уже с малышами 3-4 лет.
Как правильно делать дыхательную гимнастику Стрельниковой?
Перед началом следует подготовить место проведения: это должно быть светлое
помещение с чистым воздухом и открытой форточкой. Занятия лучше проводить натощак
или спустя полчаса после приема пищи.
Суть методики Стрельниковой — в ежесекундном резком вдохе через нос, который
сопровождается рядом упражнений. Такой вдох должен быть активным, сильным и
шумным — “нюханье воздуха”. Выдох — незаметный, происходит сам по себе.
Необходимый ряд правил:
1. Плечи с каждым вдохом двигаются не вверх, а вниз.
2. Ноздри должны смыкаться так, как будто на них нажимают. Они должны Вас слушаться и быть под контролем.
3. Гимнастику следует проводить до тех пор, пока она не станет Вас утомлять, пока есть
удовольствие.



Занятия по валеологии
Оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье –
валеология – стала интенсивно развиваться, научить ребенка быть здоровым физически,
психически, нравственно. Необходимо подчеркнуть, что решение данной проблемы чаще
всего начинается со школьного порога. Представляется значимым начинать решение
несколько раньше, еще с дошкольного детства, в условиях ДОУ. Самое главное – это
научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только
полезного, содействующего здоровью и отказ от всего вредного.
Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем
ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации.
Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о
здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной
гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к
самому себе.




