Советы психолога
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством игр логико-математического содержания»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
В нашем детском саду воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.).
Сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться "поисковой", результативной пробой. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Все это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет детям осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п.
Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), но и, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно - перцептивной способности. Особенности мышления сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для детей характерна замедленность мышления. Дети испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления - справа и слева от другого объекта. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу.
Цель занятий:
- Формирование у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения считать
- сравнивать группы предметов по количеству
- выполнять элементарные арифметические действия необходимые ребенку в дошкольном возрасте посредством игр логико-математического содержания
Запланированные игры используются в непосредственной образовательной деятельности, затем в совместной деятельности индивидуально закрепляются правила игры.
Ребенок проявляет интерес, активно включается в игру, увлекаясь ею, получают результат, что стимулирует дальнейшую заинтересованность, и воспитанники начинают использовать логико-математические игры в самостоятельной деятельности.
Планирование логико-математических игр представляет собой интеллектуальную лестницу», а сами игры - ее «ступеньки». И на каждую из этих «ступенек» ребенок должен обязательно подняться. Если он какую-то пропустил, то дотянуться до следующей будет значительно трудней.
И поэтому, чтобы все дети прошли по этой «лестнице», максимальное внимание уделяется детям, которым сложнее дается овладение играми. Учитывая индивидуальные способности детей с ОВЗ, создана система дифференцированных игр с различным уровнем сложности, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Ведь каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Достигая результата, дети убеждаются, что возникающие трудности преодолимы, становятся более уверенными в себе.
Педагог-психолог: И.В. Стерхова
Помните, как Буратино расстроил Мальвину тем, что поставил на лист бумаги огромную чернильную кляксу, за что и был отправлен в чулан? Просто Мальвина, наверное, не знала, что существует такой замечательный способ рисования, как кляксография – с этой истории началось занятия с детьми в старшей группе. |
|